На Западе проблемам социально-функциональных характеристик, систематизации и влияния массовой культуры традиционно уделялось много внимания, однако отечественная наука стала посвящать свои труды этой теме сравнительно недавно. Долгое время массовая культура воспринималась ею исключительно как феномен буржуазного капиталистического общества, однако сегодня превалирует убеждение, что массовая культура играла и продолжает играть значительную роль как в тоталитарных, так и в либерально-демократических обществах, выполняя социальный заказ политической элиты.
В последнее десятилетие в России не менее активно развивается наука о туризме. Туризм стал объектом изучения социологов, экономистов, глобалистов. Индустрия туризма занимает значительный сектор макроэкономики, уступая по объемам прибыли лишь нефтяной промышленности и автомобилестроению. Она оказывает немаловажное влияние на миграционные процессы населения, определяя в известной степени демографическую ситуацию планеты, а также способствует обмену социокультурной информацией между сообществами в глобальном масштабе. Несмотря на интенсивное исследование туризма различными отраслями науки, это важное социальное явление по-прежнему остается достаточно мало осмысленным в рамках культурно-философского анализа, равно как и массовая культура. В ХХ в. масштабы перемен, расширение человеческих горизонтов, появление иных вкусов и потребностей сформировали новый тип личности – человека эпохи потребления. «Охота к перемене мест» изначально присуща человеку, однако лишь в прошлом веке эта потребность была преобразована в коммерческий продукт. Д. Белл писал, что если «индустриальное общество определяется через количество товаров, обозначающих уровень жизни, то постиндустриальное общество определяется качеством жизни, измеряющееся услугами и различными удобствами – здравоохранением, образованием, отдыхом и культурой, – которые стали желанными и доступными для каждого»1.
На первый взгляд, два данных феномена ХХ в. кажутся независимыми, между тем их объединяет не только механизм функционирования, но и время возникновения, а также этапы развития, в связи с этим большой интерес представляет определение роли и места туристской индустрии в структуре массовой культуры.
Принято считать, что зачатки туризма следует искать еще в античности, когда римляне совершали путешествия по огромной Римской империи. По поводу истоков массовой культуры в культурологии существует точка зрения, что предпосылки массовой культуры формируются с момента рождения человечества, и уж во всяком случае на заре христианской цивилизации. В качестве примера обычно приводятся упрощенные варианты священных книг (например «Библия для нищих»), рассчитанные на массовую аудиторию.
В средние века возросла религиозная роль туризма, что связано с культом посещения святых мест у мусульманских и христианских народов. В то же время католическая церковь выполняла функцию транслятора культурных смыслов к повседневному сознанию человека. Религиозные центры стали очагами распространения грамотности. Монополия на стандартизацию социокультурных установок, интересов и потребностей основной массы населения, интенсификацию процессов манипулирования человеческой личностью, ее социальными притязаниями в большей или меньшей степени принадлежали политической власти и церкви.
В Новое время в результате процессов индустриализации и урбанизации борьба за влияние на сознание человека, на потребительские приоритеты развернулась между зародившимися промышленными и информационными силами. В этот период политическая элита становится все более зависимой от общественного мнения, а нарастающие темпы потребительского спроса ведут к осознанию производителями корректирующей роли имиджа, рекламы, моды на определенные товары и услуги. Мода, понятие «престижного потребления» уже тогда становятся регуляторами потребительских ориентаций, ожиданий. В XVIII–XIX вв. благодаря развитию технических средств тиражирования и трансляции информации стало возможным появление в европейской литературе бульварного романа, расширившего аудитории читателей до невиданных ранее размеров. Уже в этот период одним из наиболее привлекательных образов литературного героя стал путешественник. В качестве примера можно привести широко известный роман Д. Дэфо «Робинзон Крузо».
Большое влияние на становление массовой культуры оказал и принятый сначала в Великобритании в 1870 г., а затем и в других европейских государствах закон об обязательной всеобщей грамотности. Любопытно, что первое в мире туристское бюро было открыто также в Великобритании незадолго до принятия данного закона.
В XVIII–XIX вв. туризм приобрел элитарный характер, став привилегией аристократических кругов. Путешествия стали неотъемлемой частью элитарной субкультуры, чаще всего они совершались с образовательными или оздоровительными целями и считались необходимым условием престижного статуса аристократа. С этого же периода элитарная культура начинает постепенно сливаться с буржуазной, что явилось следствием завершения процесса формирования индустриального общества, постепенного повышения статуса городского рабочего населения, расширения влияния демократических институтов, а значит, и большего вхождения масс в гражданскую жизнь государства. Произошедший позднее разрыв между сферой производства и надпроизводственными отношениями, в особенности потребительской сферой, привел к тому, что культура утратила свою социальную регулирующую функцию, которая была ее основной характеристикой в предшествующие века. Выполняя присущую ей функцию общественной связи, культура стала представлять собой многообразное явление, включающее в себя культуру народную, элитарную, высокую и массовую.
И все же XIX в. стал лишь предысторией массовой культуры и в еще большей степени массового туризма. Они явились феноменами ХХ в. и стали порождением массового общества. Американский социолог Э. Шилз писал, что термином «массовое общество» обозначают нечто подлинно новое в истории человечества. «Им определяют новый общественный строй, складывавшийся между двумя мировыми войнами и по окончании Второй мировой войны ставший вполне осязаемой реальностью, причем новизну явления Шилз видел в «более тесной интеграции народных масс в систему институтов и ценностей общества»2.
Первая мировая война во многом способствовала переоценке системы ценностей, внедряемой классической культурой. Она же окончательно пошатнула позиции прежней элиты, оказавшейся неспособной справиться с политическим и социальным кризисом. Рубеж ХIХ–ХХ вв. отмечен всеобъемлющей массовизацией жизни. Невиданное развитие техники в XX в. стимулировало рост благополучия и комфорта широких слоев населения. Это дало людям ощущение легкости жизни, снизило чувство ответственности перед окружающими и преобразило традиционные нормы общественной морали. Вместе с тем произошел сдвиг в самой системе представлений усредненного человека о жизни и ее благах.
Удовлетворение индивидуальных потребностей стало основной ориентацией массового общества.
В середине ХХ в. стремление видеть товар в сфере духовной деятельности в сочетании с мощным развитием средств массовой коммуникации и привело к созданию нового феномена – массовой культуры. Формирование потребительского общества – это основополагающий факт при объяснении причин складывания массового общества, считает философ Б.Н. Воронцов3. Рост доходов населения в развитых станах мира явился предпосылкой сокращения различий в возможностях людей в сфере потребления благ. Оставаясь неизменными по своей природе, т.е. сохраняя смысл первостепенной важности для индивида, потребности с развитием информационного общества изменили качество и количественное выражение. Американский социолог Э. Бауман даже предлагал рассматривать потребление как новую форму интеллектуально-творческой деятельности4. Г. Маркузе, характеризуя американское общество индустриальной эпохи, писал, что «люди узнают себя в окружающих предметах потребления»5.
Одним из важнейших направлений и проявлений массовой культуры в ХХ в. стал туризм, который принял массовый характер вскоре после Второй мировой войны. Мы полагаем, что туризм является неотъемлемой частью массовой культуры современного общества, он соответствует основным характеристикам культурных форм данного феномена. Будучи его порождением, туризм имеет в своей основе те же принципы функционирования, что и массовая культура.
Философско-этический базис массовой культуры составляет мораль гедонизма, что присуще в полной мере и туризму. Развлекаясь, человек удовлетворяет свои духовные потребности, оценивает собственную личность, анализирует свою роль в масштабах различных социальных систем – таково мнение сторонников массовой культуры. Ч. Миллс, говоря о самосознании современного человека, писал, что ему «свойственно видеть себя по меньшей мере пришельцем, если не вечным странником, объясняя данный факт «трансформирующей силой истории»6.
Индустрия туризма ставит своей целью создание условий развлечения, т.е. совокупности явлений, от наличия которых зависит удовлетворение гедонистических потребностей человека. При этом происходит воздействие на подсознательные пласты психики индивидуума: находясь в поиске развлечения, человек испытывает тоску, беспокойство, затем при встрече с наслаждениями он переживает соответствующие эмоции успокоения. Здесь производителями туристских услуг задействован стандартный механизм действия массовой культуры – при обращении к реципиентам с недостаточно развитым интеллектуальным началом зачастую используются такие пласты человеческой психики, как инстинкты и подсознание.
Одной из ценностных установок общества потребления является здоровый образ жизни, физическая активность индивида. Исследователь мотивации человеческого поведения Э. Дичер пишет, что, решив проблему производства, люди «двинулись дальше, к удовлетворению новых потребностей. Они хотят путешествовать, совершать открытия, быть физически независимыми»7. На Западе образ преуспевающего бизнесмена часто ассоциируется с мобильностью, путешествиями и дальними странами, что поддерживается мифологизацией человеческого сознания методами массовой культуры. А. Тоффлер в своей известной книге «Футуршок» отмечает, что для постиндустриального общества «ежегодные поездки, путешествия и постоянные перемены места жительства стали второй натурой. Образно говоря, мы полностью «вычерпываем» места и избавляемся от них подобно тому, как мы выкидываем одноразовые тарелки и банки из-под пива... Мы воспитываем новую расу кочевников, и мало кто может предположить размеры, значимость и масштабы их миграции»8.
Туризм выполняет сходные с массовой культурой функции – удовлетворяет потребности людей в рекреации и релаксации в условиях постоянного стресса. Механизм производства туристских услуг приводит к постоянно расширяющейся сфере потребления, представляющей вариативный и непрерывно обновляемый набор турпродуктов. Оперируя базовыми мифами, продукт приобрел символическое значение. Путешествия помогают получить максимум образов за минимальный период времени, что является определенной моделью восприятия окружающей среды в современном обществе. Туризм выражает потребности современного человека в нарастающих темпах смены образов реальности. Туристы являются не участниками, а, скорее, зрителями. При этом они должны испытывать готовность проникновения в другую культуру, в ее смысловую систему.
Став товаром, выраженным в услуге, массовый туризм приобрел общемировую значимость, играя немаловажную роль в процессе формирования «глобального мирового порядка». В результате в сознании людей отражаются пласты различных культур. Туризм в определенном смысле означает одобрение сосуществования культур в индивидуальном опыте, что, прежде всего, означает готовность к взаимодействию, стремление к плюрализму, а не к единообразию. ХХ столетие стало временем становления единой общечеловеческой культуры, и взаимообогащение ее национальных форм происходило во многом благодаря обмену социокультурной информацией между путешественниками. В итоге изменилась модель личности, замкнутая статичная личность человека индустриального общества стала мобильной и динамичной, что изменило фундаментальные ценностно-культурные стереотипы.
Литература
1. Белл Д. Грядущее индустриальное общество. М., 1999. С. 171.
2. Шилз Э. Теория массового общества // Человек: образ и сущность. Массовая культура. М., 2000. С. 230.
3. Воронцов Б. Н. Феномен массовой культуры: этико-философский анализ // Философские науки. 2002. № 3. С. 113.
4. Цит. по: Давыдова А. Легенды и мифы среднего класса // Искусство кино. 1996. № 2. С. 90.
5. Маркузе Г. Одномерный человек. Исследование развитого индустриального общества. М., 1994. С. 12.
6. Миллс Ч. Социологическое воображение. М., 1998. С. 6.
7. Тоффлер А. Футуршок. СПб., 1997. С. 64.
8. Там же. С. 57.
Понравилось? Тогда подписывайтесь на новости сайта в соцсетях ВКонтакте
|