Аннотация. Новая институциональная экономическая теория – наука, сформировавшаяся сравнительно недавно, а потому ее основные концепции определяются неоднозначно, и это не может не влиять на методологию анализа и результаты исследования. Не претендуя на истину в последней инстанции, автор стремился привлечь внимание к очень важной проблеме – институциональным аспектам организации малого бизнеса как одного из важнейших факторов, решающих проблемы формирования ресурсного обеспечения сферы туризма.
Ключевые слова: институционализм, малый бизнес, туризм, туристический бизнес.
Институционализм, как новое направление экономической мысли, придает основное значение роли, которую играют институты в области принятия и направленности экономических решений. Он сложился в работах американских экономистов конца XIX – начала XX века: Т. Веблена, Д. Коммонса, У. Митчела.
В методологии данного направления терминами «институция», «институт» стали называть явления как экономического, так и внеэкономического порядка – государство, законодательство, общественные организации и структуры, обычаи, семьи и т.д. Включение всех этих институтов в круг хозяйственного анализа расширяло само толкование экономической науки, что сближало представителей институционализма с новой немецкой исторической школой.
Отказываясь изучать «личные интересы» субъектов экономических отношений, институционалисты стали подчеркивать общественные мотивы в поведении людей, критикуя концепции автоматического регулирования рыночной экономики. Обращая пристальное внимание на необходимость госрегулирования экономики, ранние институционалисты явились прямыми предвестниками кейнсианства, подготовив идейную почву, на которой сформировался «Новый курс» Рузвельта.
В западноевропейских странах институционализм получил распространение после второй мировой войны на волне усиления монополизации и экономической роли государства. Рекомендации ранних институционалистов о «социальном контроле» за механизмом воспроизводства были развиты и конкретизированы, в особенности в области планирования. Дальнейшая эволюция институционализма привела к возникновению в его рамках отдельных направлений:
- институционально-социологического (Ф. Перру);
- концепций трансформации капитализма (Г. Минз, А. Берли);
- неоинституционализма (Д. Гэлбрейт).
Основой рассмотрения проблем общества, государства и прав институционализм считает институцию, под которой понимается любое устойчивое объединение людей для достижения определенной цели (семья, партия, трест, церковь, профсоюз, государство и т.д.). Такой подход к этим проблемам противопоставлен как буржуазному индивидуализму, так и марксистской теории классов и их роли в развитии общества.
С точки зрения институционализма, государство – хотя и важная, но лишь одна из многих институций, осуществляющих политическую власть (т.е. полное отрицание понятия государственного суверенитета), а право, создаваемое государством, – лишь одно из многих, так как каждая институция имеет свое право.
В результате институциональных процессов в нашей стране получили развитие институты-нормы (правила человеческой деятельности) и институты-организации.
В наши дни уже невозможно назвать ни одного рыночного института, которого не было бы в современной России. Некоторые из них получили развитие в большей степени, некоторые (например, социальное партнерство, социальная ответственность) – в меньшей. Но уже сейчас через институты-организации и институты-нормы, устанавливающие правовые рамки для этих организаций, можно выделить институциональную структуру рыночной экономики России.
Так, контрактно-договорные отношения в туризме регулируются нормами международного и национального гражданского права. Центральным органом государственного управления сферой туризма в России является Федеральное агентство по туризму (Ростуризм).
Объединение туристических организаций может принимать вид ассоциации, объединяющей те компании, которые соответствуют определенным требованиям. Такие объединения жестко контролируют соблюдение своих стандартов, не вмешиваясь в системы управления отдельных предприятий, но, оставляя за собой право, исключать их из своих членов в случае грубых нарушений корпоративных норм.
Формальные институты возникают, как правило, на базе уже существующих неформальных правил и механизмов. В свою очередь неформальные институты являются модификацией формальных правил, а также внутренними, обязательными для выполнения стандартами поведения.
Институциональная структура представляет также систему организаций, задачей которых является оказание содействия субъектам малого предпринимательства. Среди базовых институтов, создаваемых государством, наиболее важными являются органы управления (министерства, комитеты, департаменты) и органы финансирования (фонды поддержки малого предпринимательства). Такие органы государством были созданы, вопрос в том, насколько успешно они функционируют.
Законодательная база для развития малого предпринимательства также в основном создана, хотя и нуждается в совершенствовании по мере развития производственной, инновационной и социальной инфраструктуры для малого бизнеса.
Понравилось? Тогда подписывайтесь на новости сайта в соцсетях ВКонтакте
|