В роботі розглянуті основні дефініції пойнять туризм та індустрія туризму. Означена дефініція "індустрія туризму". Дані основні структурні компоненти індустрії туризму, співвідношення індустрії туризму та рекреаційною галузі економіки країни.
In the article the definitions of tourist industry and tourist are investigated. The definition of tourist industry is given. The most of structure components of tourist industry and link notions of tourist and recreation as a part of the national economy.
Туризм зародился в начале XIX века в Англии. Спустя столетие туризм превратился в общественное явление огромного масштаба. Усовершенствование производственных сил в обществе привело к появлению большего количества свободного времени, а новые динамические условия жизни общества привели к возрастанию рекреационных потребностей населения. К 60-м годам XX века на территории Западной Европы, и в особенности США начала складываться особая социально-экономическая система, которая к началу 80-х годов стала приобретать международный характер - индустрия туризма.
Система взглядов на это явление в мировой научной общественности постоянно менялась. И в настоящее время структура системы индустрии туризма, определение отдельных компонентов, входящих в нее, и даже само определение дефиниции "индустрия туризма" остается спорным.
Актуальность определения четкой позиции по этому вопросу заключается в том, что в зависимости от полноты и ясности определения границ системы индустрии туризма, выявления структурных компонентов, входящих в нее, главных и вспомогательных отраслей, производящих рекреационные услуги, можно установить и прогнозировать закономерности развития этой системы, иметь четкие представления о ее границах, и как следствие этого рассчитать реальный экономический эффект от этой отрасли экономики и ее влияния на развитие определенной территории.
Туризм, по мнению одних авторов - это все виды движения, несвязанные с переменой постоянного места жительства (ПМЖ) и работы [1]. То есть, если сделать упор на "движение населения", то под туризмом можно понимать одну из форм миграции, не имеющую постоянного характера [2].
Многие авторы (Азар В. И., Ходорков Л. Ф., Герасименко В. Г. и др.) в своих определениях понятия "туризм" подчеркивают динамичность ("перемещение", "движение") и территориальность этого явления. Ряд авторов добавляют к определению туризм примечания, что это обязательно активный отдых [2].
В 1963 в Риме на конференции ООН по международному туризму и путешествиям утверждено определение, что международным туристом считается любое лицо, находящиеся в течение 24 часов и более в стране, не являющейся его ПМЖ, с целью отдыха, лечения, участия в спортивных мероприятиях, заседаниях, конгрессах и т.д., не оплачиваемых в стране пребывания… [2].Поэтому представляется, что туризм может являться не только активным видом отдыха (спортивные мероприятия и т.д.), но и пассивным отдыхом (лечение и т.д.).
Собственно между определением "турист" и "отдыхающий" нет качественных принципиальных различий.[3] Отдых - это любая деятельность или бездеятельность, направленная на восстановление сил человека, которая может осуществляться как на территории ПМЖ, так и за ее пределами [4]. И если отдых происходит на территории, находящийся за пределами ПМЖ субъекта, то он вне зависимости от вида отдыха попадает в категорию "турист". Также идентичен "туризм" и "отдых" с точки зрения общественного производства. Туризм и отдых - это специфические формы потребления национального богатства и нематериальных благ [5]. Мы полагаем, что эти два понятия идентичны, с точки зрения конечной цели, а именно: удовлетворение рекреационных потребностей. Однако формы достижения конечной цели разные.
Современный туризм характеризуется большим разнообразием видов. Классификация видов туристической деятельности производиться по целому ряду признаков, например, по характеру путешествий (индивидуальные или групповые), по использованию средств размещения в поездках (гостиничный туризм, кемпинговый туризм и т.д.), по целям поездки: лечебный (медицинский), отпускной (рекреационный), спортивный, культурный, религиозный, научный, этнический [6]. .
По нашему мнению, туризм - это пространственное явление, которое характеризуется набором задач, решение которых приводит к удовлетворению рекреационных потребностей субъекта (туриста). Поэтому независимо от вида рекреационной деятельности (лечение, оздоровление, занятие спортом, осмотр достопримечательностей и т. д.) туристом надо считать любого субъекта рекреационной деятельности, действия которого направлены на удовлетворение выше указанной цели, причем на территории отличной от ПМЖ субъекта. Так, например, в Италии туристами (независимо от вида рекреационной деятельности) считаются все иностранцы, проведшие в стране более 24 часов, деятельность которых не связанна с работой.[7] Мы считаем, что туризм не ограничивается (как отмечают некоторые авторы [8, 9]) активными видами рекреационной деятельности, но охватывает всю совокупность рекреационной деятельности в целом.
В настоящее время многие географы и экономисты выделяют особую сложную межотраслевую систему, входящую в состав хозяйства страны - индустрию туризма.
В СССР рассматривалось становление туризма и отдыха (индустрии туризма) как отрасли курортного хозяйства страны. В научно-экономическом смысле, по мнению ряда авторов [10], туристскую индустрию нельзя считать самостоятельной отраслью народного хозяйства, в связи с тем, что потребление рекреантов включают услуги и продукты многих отраслей народного хозяйства, помимо специфических курортных услуг. В тоже время границы индустрии туризма ими не определялись.
Понятие индустрии туризма было рассмотрено В.С.Преображенским [11] как отрасль народного хозяйства, включающая два крупных блока - отдыхающие и рекреационные ресурсы, в состав которых входят природные комплексы, инженерные сооружения и обслуживающий персонал.
Это представление легло в основу определения об индустрии туризма как о сложной межотраслевой системе, состоящей из совокупности производственных, транспортных предприятий, производящих и реализующих туристические услуги и товары туристского спроса [12].
Индустрию туризма образует комплекс производств, обеспечивающих удовлетворение потребностей при перемещении людей с любой целью, кроме занятий профессиональной деятельностью оплачиваемой в посещаемой стране [6]. Поэтому, на наш взгляд, материально-техническую базу индустрии туризма составляет совокупность предприятий размещения, сферы обслуживания туристов и транспорта. Основу предприятий размещения составляет гостиничное хозяйство и специализированные средства размещения, куда мы относим кемпинги, дома и пансионаты отдыха, санатории и профилактории и т. д. В транспортном обеспечении индустрии туризма мы выделяем непосредственно туристский транспорт (круизные суда, прогулочные катера и яхты и т. д.) и транспорт, обслуживающий индустрию туризма, то есть все виды транспорта, обслуживающие туристов и местное население.
Однако, дифинирование индустрии туризма как комплекса предприятий производственной и не производственной сферы, предоставляющие туристские услуги и производящие товары туристского спроса, является следствием отраслевого подхода. Мы считаем, что индустрия туризма представляет собой не только совокупность выше перечисленных предприятий, но является одной из форм освоения территории.
Определим индустрию туризма как сложную интегральную систему взаимодействия рекреационных потребностей субъекта и рекреационных возможностей природно-экономического потенциала территории.
Субъект рекреационной деятельности является основным звеном в индустрии туризма и только благодаря взаимодействию субъекта рекреационной деятельности и объекта рекреационной деятельности - территории, обладающей определенным природно-экономическим потенциалом, появляется реальный экономический результат, способствующий дальнейшему развитию территории (рис 1).
Открытым остается вопрос о соотношении понятий "рекреационная отрасль" и "индустрия туризма".
Рекреационная отрасль - это отрасль, направленная на удовлетворение рекреационных потребностей человека, характеризующаяся определенным набором предприятий, сходных по конечному выпускаемому продукту (рекреационные услуги) или по использованию сходных технологий.
Полагается, исходя из отраслевого подхода, что рекреационная отрасль относится к индустрия туризма как частное к целому. Однако это следствие узкоотраслевого подхода. Корректнее сопоставлять рекреационное хозяйство и индустрию туризма.
В заключении отметим, что в продолжении последней четверти XX века индустрия туризма превратилась в одну из ведущих отраслей экономики, обеспечивающую десятую часть мирового валового национального продукта. Однако в науке это явление рассмотрено недостаточно детально. На наш взгляд, индустрия туризма - это новая парадигма в рекреационной географии, которая нуждается в дальнейшей теоретической разработке.
Литература
1. Развитие индустрии туризма в СССР. // Материалы научной конференции. - Новосибирск, 1968
2. Бондарчук И. Т., Таныгин Г. И. Социально-экономическая сущность курортного хозяйства и туризма как отрасли народного хозяйства. // Респ. Межвед. Науч. Сб. Экономическая география. - 1977. - Вып. № 23. - С. 104 - 114.
3. Азар В. И. Экономика и организация туризма. - М.: Экономика, 1972 - 184с.
4. Николаенко Т. В. Николаенко Д. В. Введение в рекреационную географию. Харьков. Международный Славянский Ун-т. 1998. - 195 с.
5. Рогозинская Е. А. Экономические проблемы организации туризма и управление им в СССР. // Вестник МГУ. Серия Экономика. - 1976. - № 5. - С. 38-46.
6. Герасименко В. Г. Основы туристического бизнеса. Одесса. " Черноморье" 1997 - 160 с.
7. Л. Бабышев. Туризм как отрасль итальянской экономики. // МЭ и МО - 1995 - №5 - С.37-42.
8. В.П. Душевский. Современное состояние и перспективы развития туризма в Крыму.// Проблемы экологии и рекреации Азово-Черноморского региона. Симферополь. "Таврида", 1995. - С. 223-225.
9. А.С. Слепокуров. Геоэкологические и инновационные аспекты развития туризма в Крыму. - Симферополь: СОНАТ, 2000. - 100с.
10. Адамеску А.А., Мезенцева А.Г. Проблемы регионального экономического развития. // Некоторые методические вопросы изучения экономической роли рекреационной деятельности. - М., 1979.
11. Теоретические основы рекреационной географии / под ред. Преображенский В.С. - М.: Наука, 1975. - 223 с.
12. Пузакова Е.П., Чесникова В.А. Международный туристический бизнес. - М.: Экспертное бюро, 1996. - 176 с.
13. Климов А. Создание рекреационной индустрии Харьковской области. // Регион: проблемы и перспективы. 1997 - № 4 - с. 80-84.
Понравилось? Тогда подписывайтесь на новости сайта в соцсетях ВКонтакте
|