Яхтенный туризм, в том числе международный, - явление новое не только для Украины, но и для всех стран северного Причерноморья. Это понятие включает в себя не только наличие достаточного количества яхт, пригодных для целей морского туризма, но и наличие всей инфраструктуры, позволяющей обеспечивать этот вид активного отдыха и спорта в морских условиях.
До последнего времени выражение “морской туризм” в нашей стране ассоциируется только с морскими комфортабельными лайнерами, совершающими плавания между портами Украины или портами других стран. В то же время, жители Европы, Америки, Азии и даже Австралии в понятие морской туризм включают и яхтенный туризм, которым занимаются многие миллионы людей. И это мнение можно понять, так как яхтенный туризм соединяет в себе спорт и путешествие, как одиночное, так и групповое, дает возможность людям познавать мир, быть наедине с природой, вдыхать естественный запах моря, проводить свой отпуск или свободное время по личному- плану, корректируя его с учетом новых впечатлений и информации, получаемой в процессе морского путешествия.
О массовости водных видов спорта и отдыха на воде, в том числе, круизного судоходства в зарубежных странах свидетельствуют следующие факты:
- в Европе насчитывается около полутора миллионов якорных стоянок для яхт. Практически во всех странах в последние годы образовался существенный дефицит на стояночные места;
- во Франции с населением около 55 миллионов человек парусным спортом и яхтенным туризмом активно занимаются около 3 миллиона человек, используя для этих целей более 120 специально оборудованных яхтенных гаваней и яхтенных марин;
- в настоящее время в Средиземноморском бассейне насчитывается более 700 тысяч яхт, количество которых изо дня в день непрерывно растет и возникают серьезные проблемы с их базированием и обслуживанием. Так в пятиякорной яхтенной гавани “Атакей Марина” (Стамбул) образовалась очередь на стояночные места на годы вперед.
Создание на морском побережье Украины сети баз-стоянок (яхтенных гаваней, яхтенных марин, аренда яхт в Ялте - забронировать яхту), отвечающих мировым стандартам, позволит:
- создать благоприятные условия для развития яхтенного туризма и, связанных с ним, сфер обслуживания в этом регионе,
- привлечь часть яхт Средиземноморского бассейна и тем самым завоевать свое место на рынке яхтенного туризма,
- создать в дополнительные рабочие места,
- пополнить местные и государственный бюджеты за счет средств, уплачиваемых туристами за услуги и покупки.
Основанием для таких прогнозов могут служить результаты опросов участников международных Черноморских яхтенных ралли “Кайра-98”, “Кайра-99”, “Кайра-2001”, “Кайра-2004”, в составе которых только в Севастополе в 1998, 1999, 2001 и в 2004 годах побывали более 600 представителей из 17 стран Европы, Америки, Азии и Австралии. В результате этих опросов, а так же на основании опубликованных в прессе и в специальных изданиях стран, представленных в ралли, установлено, что северное Причерноморье являются очень привлекательным для яхтсменов регионом по нескольким причинам:
- более благоприятные, по сравнению со Средиземноморьем, климатические условия в летний период: более низкая температура воздуха, меньше его влажность и меньше волнение моря,
- очень красивые, привлекательные виды морского побережье, каких не встретишь в Средиземноморье,
- новый, неизвестный ранее район плавания. Для яхтсменов Черное море является “терра инкогнито” - неизвестной землей, на которую до настоящего времени нет ни яхтенных лоций, ни других описательных материалов,
- богатая, интересная история региона, большое количество исторических и археологических памятников,
- развитая транспортная сеть, позволяющая осуществить поездки во внутренние регионы страны, а также возможность посетить регионы, ранее запретные для туризма,
- незначительная, по сравнению со странами Средиземноморья, насыщенность туристическими яхтами и др.
Подтверждением заинтересованности иностранных яхтсменов к побережью Украины служит факт издания яхт-клубом “Атакей Марина” (Турция), подготовленного английскими яхтсменами Арчи и Дорин Аннан, путеводителя по 50 гаваням и портам Украины от Феодосии до Измаила, которые с определенными ограничениями могут принимать туристические яхты.
Все это подтверждает необходимость разработки на государственном уровне общих направлений практического решения проблемы создания благоприятных условий для развития яхтенного туризма в Украине, учитывая при этом международную практику.
Основными из них, по нашему мнению, должны быть:
- определение на государственном уровне туристических регионов, зон и центров. При этом следует принимать во внимание природные, исторические, археологические и социально-культурные активы страны, а также ее потенциал для развития водных видов спорта, охоты, оздоровительного и других видов яхтенного туризма,
- установление и объявление в Извещениях мореплавателям мест для нанесения на морские навигационные карты якорных стоянок яхт в районах побережья, представляющих туристический интерес,
- сохранение и использование природных туристических ресурсов,
- создание государством для туристических предприятий, осуществляющих деятельность по направлениям развития яхтинга, благоприятного инвестиционного климата, определение направлений, приоритетных для инвестиций, придание туристическому сектору статуса динамической структуры и образа действий,
- разработка, с учетом опыта стран Средиземноморья, национальной законодательной и нормативно-правовой базы, позволяющей на цивилизованном уровне решать проблемы, связанные как с деятельностью предприятий туризма, так и самих туристических плаваний в территориальном море, во внутренних морских вода и по внутренним судоходным путям Украины,
- проведение серьезных научно-исследовательских и поисковых работ для осуществления целей туризма.
Управление морской акватории СГГА совместно с Ассоциацией яхтсменов Черного моря проанализировало законодательство Франции, Турции и Англии, касающееся яхтинга. На основании этого анализа разработаны проекты базовых документов: Рекомендации по оборудованию яхтенных марин и Правила плавания украинских и иностранных яхт во внутренних водах и в территориальном море Украины. В случае принятия этих документов была бы создана необходимая нормативно-правовая база, которая позволила бы сделать побережье Украины привлекательным для международного и национального яхтенного туризма.
Однако все наши попытки придать этим документам легитимный характер на общегосударственном уровне пока не увенчались успехом.
В Севастополе на местном уровне, в пределах компетенции городских властей, разработан и утвержден ряд нормативных документов, в которых в первом приближении учтен международный опыт в области развития морского туризма. В частности:
- Разработаны и введены в действие «Правила пользования маломерными судами на водных объектах города», в основе которых заложено конституционное право свободного перемещения по территории государства.
- Сделана первая попытка в создании условий для безопасного дайвинга (как правило сопутствующего яхтингу) путем установления районов подводных погружений, разработаны и введены в действие правила организации подводных погружений в экскурсионных и спортивных целях в прилежащей к административной территории города прибрежной акватории Черного моря.
Понравилось? Тогда подписывайтесь на новости сайта в соцсетях ВКонтакте
|