Туризм как потенциальный ресурс в развитии экономики региона не смотря на мировой финансовый кризис имеет положительную тенденцию в удовлетворении спроса на туристические услуги. Методическое обеспечение реализации потенциала туризма недостаточно полно, что говорит об актуальной задаче восполнения этих пробелов. Одной из главных составляющих упорядочение методов к реализации услуг туризма является классификация туристических услуг. Классификация способствует эффективному планированию и использованию туристических ресурсов региона и страны.
На основании определений, содержащихся в Федеральном Законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», туризм - временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее граждане) с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания.
Исследуя формы и методы реализации туристических услуг в РФ и за рубежом, опираясь на это определение туризма классификация может осуществляться по ряду характеристик:
1. Классификация туризма по временным характеристикам разделяется на краткосрочный (туры «выходного дня», поездки на срок до 7 дней), среднесрочный (туры продолжительностью от 9 до 12 дней) и долгосрочный (туры на срок от 15 до 30 дней) и другие.
2. По туристическим целям различают рекреационный, лечебно-оздоровительный, познавательный, деловой, спортивный, этнический, религиозный, транзитный, образовательный и другие виды туризма.
3. По использованию транспортных средств, задействованных в ходе путешествия, можно выделить следующие виды туризма: железнодорожный, авиационный, теплоходный или водный (морской и речной), автомобильный, автобусный, велосипедный, с использованием иных средств передвижения.
4. По интенсивности спроса на туристические услуги туризм можно подразделить на постоянный и сезонный:
- под постоянным туризмом следует понимать относительно равномерные посещения туристских регионов и объектов в течение всего календарного года.
- под сезонным туризмом понимают такие посещения туристских регионов, частота которых зависит от климатических условий региона и субъективных характеристик туристского объекта. К сезонным видам можно отнести рекреационный туризм, конгрессно-выставочный туризм. На сезонность туризма также оказывает влияние вид туризма. Различают высокий, средний и низкий сезоны. Высокий сезон характеризуется условиями наиболее полноценного использования туристами туристских ресурсов. На сезонность того или иного вида туризма оказывают существенное влияние природно-климатические факторы, общенациональные и религиозные праздники, каникулы, массовые мероприятия.
5. В зависимости от возрастной категории туристов можно выделить следующие виды туризма: детский, молодежный, лиц среднего возраста, лиц третьего возраста. Для планирования туризма возраст важен с точки зрения мотивации путешествия и финансового обеспечения туристской поездки.
6. В зависимости от способа организации выделяют организованный и неорганизованный туризм.
7. В отдельных работах приводятся некоторые классификации, в работе Квартальнова В.А. классифицируется туризм на внутренний и международный туризм, который в свою очередь можно классифицировать на въездной и выездной туризм.
8. Имеет также место понятие национальный туризм - совокупность деятельности в сфере внутреннего и выездного туризма, т. е. обслуживание туристов из числа жителей своего государства.
9. По способу организации также различают плановый и самодеятельный туризм.
10. По источникам финансирования туризм можно подразделить на коммерческий и социальный типы.
11. К специальным видам туризма можно отнести туры, которые полностью или частично характеризуются следующими признаками:
1) немассовые, достаточно редкие виды туризма;
2) трудоемкие по созданию конечного турпродукта;
3) капиталоемкие виды туризма;
4) туры, сочетающие признаки различных видов туризма;
5) новые виды туризма, обусловленные вторичными потребностями человека;
6) виды туризма с использованием нетрадиционных источников финансирования.
В настоящее время появляются все новые и новые виды туризма к ним можно отнести эзотерический туризм. Эзотерический туризм - можно в буквальном смысле описать как «поход за собой», поход с целью познать себя, открыть что-то новое в своей жизни, взглянуть на, казалось бы не решаемые проблемы в своей жизни по-другому.
Европейский авиакосмический концерн EADS (European Aeronautic Defence and Space Company), являющийся материнской компанией своей более известно «дочки» Airbus, объявил о новой инициативе, которая поможет концерну заработать. К 2012 году EADS намерен заняться космическим туризмом. По словам Франсуа Окье, руководителя направления EADS Astrium, частные космические полеты будут длиться около 90 минут. За это время аппарат должен достигнуть высоты в 100 километров и космические туристы примерно на 3 минуты должны оказаться в зоне невесомости. Стоимость полета, по словам Окье, составит примерно 150-200 тысяч евро.
Также становится очень популярным новогодний туризм. Новогодние горнолыжные туры – один из самых популярных видов отдыха на Новый год, а также лучший вариант семейного отдыха.
Имеет место в настоящее время и свадебный туризм. Если до недавнего времени свадьба могла быть только в пределах нашей страны, то сейчас можно поехать куда угодно, осталось только выбрать место. Например, можно расписаться в Праге или Будапеште, или же сыграть свадьбу в Таиланде или Доминикане. И самое главное преимущество такой свадьбы - там уж точно не потревожат нежеланные гости, а о проведении церемонии позаботятся агентства.
Существует также секс-туризм – путешествие с целью удовлетворения сексуальных потребностей. В некоторых регионах это направление туристической индустрии в последнее десятилетие стало ведущим. Выделяются: женский секс-туризм (культивируется на островах Карибского моря) и мужской секс-туризм (основные центры мужского секс-туризма: Таиланд, Куба, Филиппины).
Классификация видов туризма может стать основой для структурирования туристского комплекса, элементами которого могут быть предприятия, организации, учреждения, предоставляющие туристские услуги туристам, а также обслуживающим их организациям, вне зависимости от целей и видов туризма.
Список литературы
1. Федеральный Закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 10.01. 2003 № 15-ФЗ
2. Квартальнов В.А. Современные концепции социального туризма. – М.: Наука, 1993. – 416 с.
3. www.exponet.ru
4. www.tourlib.net
Понравилось? Тогда подписывайтесь на новости сайта в соцсетях ВКонтакте
|