Уже несколько лет в России ведутся разговоры о перспективности яхтенного отдыха, как отдельного направления туристской отрасли, способной привлекать значительные туристские потоки. В Санкт-Петербурге яхтенный туризм был признан одним из приоритетных направлений развития туристской отрасли. Однако в настоящее время яхтенный туризм как отдельное направление туризма в Петербурге (как и в России в целом) отсутствует. И причинами этого являются:
- Законодательные и визовые барьеры, ограничивающие развитие туризма, связанного с использованием водных видов транспорта;
- Загрязненные и труднопроходимые фарватеры, отсутствие разработанных яхтенных маршрутов, достоверных лоций и необходимого навигационно-гидрографического обеспечения1;
- Отсутствие инфраструктуры, необходимой для приема и обслуживания яхт, в том числе чартерных компаний по аренде яхт.
Данные проблемы в полной мере характерны для Санкт-Петербурга и других потенциальных центров яхтенного туризма страны.
Яхтенный туризм - вид отдыха, предполагающий временные выезды туриста за пределы постоянного места проживания с целью краткосрочного путешествия, на протяжении которого средством передвижения и основным местом ночевок является маломерное судно (парусная или моторная яхта), находящееся в собственности либо взятое в аренду.
Появление и распространение яхтенного чартера (аренды яхты на период отдыха) оказало влияние на развитие яхтенного туризма и способствовало его доступности для среднего класса (по зарубежным меркам). На сегодняшний день данное направление отдыха генерирует существенную часть туристского потока на популярных курортах стран мира, в том числе в Европе. Так, например, ежегодное количество яхтенных туристов в Греции составляет порядка 2 500 тысяч человек, во Франции - 1 200, в Италии - 700, в Швеции - 120, в Финляндии - 30, в Эстонии - 20.
Привлекательность данных стран для яхтенных туристов обусловлена природно-климатическими факторами, высоким уровнем сервиса и доступностью. К ним относятся:
- Наличие безопасных маршрутов
- Достаточное количество марин приемлемого качества (специально оборудованные стоянки для яхт)
- Наличие чартерных компаний, занимающихся организацией яхтенного отдыха.
Ключевые характеристики отрасли по странам-лидерам яхтенного туризма в Средиземноморском регионе и северной Европе представлены в таблице 1.
Таблица 1. Ключевые показатели яхтенной туристской отрасли некоторых европейских стран Страна Количество марин Общая вместимость, количество яхт Количество чартерных компаний, Стоимость аренды яхты, €/неделя2 Италия 114 39 900 350 2300-8000 Франция 158 55 000 300 8900-25000 Греция 241 67 000 600 1900-7300 Швеция 273 15 359 60 1950-5200 Финляндия 96 4 500 19 2300-4700 Эстония 52 2 600 6 3100-4000
Бесспорно, страны с теплым климатом привлекают значительно большее число яхтенных туристов и, соответственно, обладают более развитой инфраструктурой и ресурсной базой. Однако и в странах северной Европы на яхтенный отдых приходится значительная доля туристского потока - как въездного, так и внутреннего.
Если рассматривать перспективы Санкт-Петербурга как центра яхтенного туризма, то можно провести сравнительный анализ с городами, обладающими схожими природно-климатическими условиями, но в которых при этом яхтенный туризм развивается активными темпами (см. таблица 2).
Таблица 2. Сравнительная характеристика Санкт-Петербурга как центра яхтенного туризма по сравнению с крупными городами стран Балтийского региона (на начало 2010 года) Параметры Центры яхтенного туризма Санкт-Петербург Таллинн Турку Стокгольм Количество жителей, тыс. чел. 4 593,9 404,6 174,9 810,2 ВВП на душу населения, $ 16 239 21 094 36 217 55 427 Количество марин, ед.3 11 20 37 39 Общая вместимость марин, мест4 1 200 1 100 1 700 2 500 Количество яхт 1 300 800 1 200 1 700 Количество въездных туристов, тыс./год 4 600 950 550 7 000 Количество яхтенных въездных туристов, чел/год5 чартер - 7 300 11 400 16 800 собств. 60 3 200 4 900 7 200 Средний минимальный чек 1 яхтенного туриста, евро/сутки чартер - 2780 2850 2822 собств. 25 20 25 23 Минимальные поступления от яхтенного туризма, тыс.евро 1,5 20 400 32 600 47 500
Яхтенные туристы делятся на тех, кто прибывают в дестинацию на собственной яхте и на тех, кто снимает яхту в аренду у оператора непосредственно на курорте. В первом случае, средний чек яхтенного туриста включает исключительно оплату стоянки судна в марине и дополнительные услуги (подключение к электропитанию, услуги прачечной либо др.). В случае аренды яхты, суточный средний чек помимо стоянок и услуг на маринах подразумевает стоимость аренды яхты без команды (сюда же включаются обязательные платежи по уборке яхты по окончанию периода аренды судна). Очевидно, что наиболее выгодным для дестинации (для Санкт-Петербурга в том числе) является формирование флота, способного предоставлять значительное количество яхт в аренду туристам с целью получения прибыли.
Среди городов, с которыми сравнивается Санкт-Петербург, наибольший доход от яхтенного туризма получает Стокгольм за счет большого количества туристов. Уровень цен на обслуживание яхт в Швеции ниже, чем в Финляндии и составляет в среднем 23 евро в сутки.
Турку ежегодно посещают около 16 300 яхтенных туристов, которые приносят доход от 32 600 тыс.евро в год.
Эстония в целом, как центр яхтенного туризма, находится на начальном этапе развития. При среднем ежегодном количестве яхтенных туристов по стране в целом около 21 000 человек, г. Таллинн посещает не менее 10 500 яхтенных туристов ежегодно.
Санкт-Петербург, как центр яхтенного туризма, посещает около 60 человек в год. Существующий потенциал Санкт-Петербург при должном уровне развития инфраструктуры может позволить принимать не менее 40 000 яхтенных туристов ежегодно.
Санкт-Петербург обладая потенциалом центра яхтенного туризма, имеет ряд недостатков и препятствий для его развития. SWOT-анализ позволяет выявить негативные и благоприятные факторы для развития направления.
Позиционирование Санкт-Петербурга на рынке яхтенного отдыха предполагает необходимость иметь стратегию достижения целевого состояния. Такая стратегия предлагать пути решения основных проблем:
Инфраструктурные. В настоящее время на 16 тыс. регулярно используемых маломерных судов, приходится не более 50 причалов общей вместимостью порядка 6000 мест, из которых не более 1 200 предназначены для гостевых яхт6.
Из существующих марин, принадлежащих действующим яхт-клубам и поддерживающихся в удовлетворительном состоянии, не все обладают возможностью принять гостевые суда.
Среднее количество гостевых мест тех причалов, которые способны разместить гостевые яхты, составляет порядка 15-20 мест.
В городе существует только одна чартерная компания с незначительным флотом, по большей части не предназначенным для длительных путешествий.
Нормативно-правовые. Действующее законодательство запрещают плавание судов под иностранным флагом по внутренним водным путям Российской Федерации. А существующий визовый режим осложняет организацию туристской поездки в России, что сдерживает развитие яхтенного туризма.
В стране отсутствует законодательное регулирование создания транспортной инфраструктуры для маломерных судов.
Ресурсные. В настоящее время в Петербурге, отсутствуют навигационные карты на акваторию Санкт-Петербурга и близлежащих акваторий.
Большая часть фарватера Санкт-Петербурга находится в неудовлетворительное состоянии, характеризуется высокой степенью загрязнения и может быть опасной.
Целевым состоянием развития яхтенного туризма в городе на первом этапе может являться:
- Число заходов маломерных судов до 16 000 в год;
- Рост общего туристского потока за счет яхтенных туристов на 60 000 человек в год;
- Формирование в Санкт-Петербурге первого центра яхтенного туризма международного уровня в России;
- Увеличение поступлений от туристской деятельности в бюджет города.
Источник: http://www.mcd-pkf.com/publication/consulting/publ_23.html
1 Навигационно-гидрографическое обеспечение - комплекс мероприятий, осуществляемых с целью создания благоприятных в навигационном отношении условий для точного и безопасного плавания судов.
2 Рассматриваются яхты длиной до 20 м. на 4-х туристов, без команды, в высокий сезон.
3 Действующие марины, принимающие гостевые суда в городе и ближайших окрестностях.
4 Общее количество мест в маринах города и ближайших окрестностей, принимающих гостевые суда. При этом количество гостевых мест в каждой марине составляет примерно 30% от общей вместимости.
5 Чартер - туристы, арендующие яхту непосредственно в центре яхтенного туризма. Собств. - туристы, прибывшие на собственной яхте.
6 Имеются в виду непосредственно яхты, предназначенные для отдыха минимум 2 человек не считая экипажа и оборудованные для отдыха с ночевкой.
Понравилось? Тогда подписывайтесь на новости сайта в соцсетях ВКонтакте
|