Суббота, 18.05.2024, 19:07 gg33.top https://hd1080.nophfilm.top/ https://venofilm.top
Главная » 2014 » Январь » 15 » Организационно-экономические стратегии развития немассовых видов туризма в украинском причерноморье

01:56
Организационно-экономические стратегии развития немассовых видов туризма в украинском причерноморье

Актуальность. Украина и ее побережье Азово-Черноморского региона обладает богатым рекреационным и природно-ресурсным потенциалом, по емкости которого она не уступает признанным курортным регионам общемирового значения. Основную роль в курортном богатстве Украины играет курортно-рекреационный природно-ресурсный потенциал приморских регионов Азово-Черноморского бассейна. При экологически допустимом освоении основных видов курортных ресурсов этих регионов (лечебных грязей, подземных минеральных вод, пляжей и др.) здесь можно ежегодно оздоравливать более 40 млн. рекреантов, привлекаемых местной экзотикой и памятниками истории и культуры в активно освоенных еще с времен античной культуры приморских регионах Азово-Черноморского бассейна, а также при создании и развитии учреждений делового, научного, религиозного, экзотического и иных перспективных видов туризма, свободных экономических зон курортного, туристического и иных видов оздоровительного назначения.

Постановка проблемы. В качестве "проблемных мест" в функционировании сферы морского курортно-рекреационного хозяйства и туризма в приморских регионах Украины выявлены следующие: устаревшая материально-техническая база; отсутствие развитой инфраструктуры данной сферы; низкая освоенность рекреационного природно-ресурсного потенциала и отсутствие должной производственной базы по добыче и использованию рекреационных ресурсов; отсутствие должной охраны природных, в том числе рекреационных ресурсов; недостаточное развитие вспомогательных, обслуживающих и взаимосвязанных с рекреационной сферой отраслей хозяйства.

Анализ исследований и публикаций. Главная проблема, по нашему мнению, это отсутствие комплексных инновационных подходов в сфере туризма, одним из которых должно стать развитие немассовых видов туризма, менеджменту которых уделяется достаточно внимания [1], в работах Рутинского М.Й., Зинько Ю.В. [8], достаточное внимание теме уделено в работах Коберниченко Т., Васильева В., Горишевского П. [3], однако, целостной стратеги немассовых видов туризма пока не выработано, что и обуславливает постановку цели настоящей работы.

Неисследованными частями проблемы стратегии немассовых видов туризма являются методологические и методические подходы к оценке их интегрального ресурса, приоритетов и механизмов развития зеленого туризма.

Целью данной работы является определение приоритетных направлений в развитии немассовых видов туризма в украинском Причерноморье.

Обсуждение результатов исследования. Туризм - глубокое социальное явление в жизни мирового сообщества, основанное на гуманистических целях и принципах. В туризме, при рассмотрении его как общественного явления в целом, следует различать (а) мотивы и цели потребителя, т.е. туриста, и (б) мотивы и цели организаторов туризма места отправки и дестинации, т.е. местности (туристского центра, региона, страны) приема. В число организаторов туризма входит и государство, также могут входит негосударственные структуры, например, религиозные, спортивные и иные. Следует иметь в виде, что участником туризма в случае приема является прямо или опосредовано также и местное население дестинации. Каждый из участников имеет свои интересы и стремится либо получить выгоды или иные положительные виды эффектов, либо наоборот оградить свою культуру, обычаи, религию, ресурсы и иное достояние от чужеземцев. Именно поэтому в методах туризма определено непременное воспитание и обучение как собственно туристов, так и подготовка местного населения к приему таковых [2].

Рассмотрим далее один из наиболее показательных видов немассового туризма - сельский туризм.

На сегодня в Украине туризм постепенно преобразовывается в стабильный и сформированный сектор. Туристы требуют лучшего выбора и качества продукта, одновременно, сельский туризм несет долгосрочную ответственность перед окружающей средой. Этого можно достичь лишь путем эффективного планирования и менеджмента [1].

Цель менеджмента сельского зеленого туризма состоит в долгосрочной поддержке этого туристического сектора путем защиты местной культуры и окружающей среды с использованием механизмов продуцирования специфических общественных благ (услуг) и поддержание их конкурентоспособности [9].

По разным оценкам экспертов, в Украине от 500 тыс. до 1 млн. сельских усадьб имеют свободные комнаты для размещения туристов. В то же время, реально используется с этой целью не больше 10 000, главным образом, в курортных зонах.

С другой стороны, количество городских жителей, которые хотели бы отдохнуть в селе, постоянно возрастает, и большинство из них не находит такой возможности из-за отсутствия доступных предложений, ведь на доступных городском жителе носителях пока что рекламируется лишь несколько сотен усадеб [3].

Стратегия сельского зеленого туризма в каждой отдельно взятой местности, в зависимости от ее рекреационного потенциала, нуждается в определении приоритетов. Эти стратегические намерения должны пересматриваться периодически, путем специального партнерского сотрудничества между владельцами усадеб, общественными союзами содействия развития сельского зеленого туризма и сельскими туроператорами.

Важным механизмом менеджмента сельского зеленого туризма является диалог и партнерство между бизнесом, объединениями владельцев и общественными институтами. Это необходимо ввиду потребности в перестройке сельской экономики. Сельский туризм является специфической частью экономической деятельности на любой территории благодаря сильному влиянию общественной сферы и конкурентному давлению потребителей. Основными факторами повышенной сложности управления сельским туризмом выступают: существенная неопределенность рыночной ситуации, сезонная нестабильность спроса на туристические услуги, высокая степень конкурентности на региональном рынке туристических услуг с учреждениями других организационных форм массовой рекреации, ограниченность финансовых ресурсов, изменчивость спроса потребителей туристических услуг [5].

К сельскому туризму тесно примыкает гостиничный бизнес. Он использует принципиально другую базу размещения, но конкурирует с сельским туризмом фактически за ту же самую категорию потребителей. Благодаря несформированности и несовершенству украинской законодательной базы, гостиничный бизнес нередко прячется под вывеской сельского туризма, пользуясь льготами и поддержкой, которые предоставляются сельскому туризму государством. Очевидно, разделяя эти два вида обслуживания туристов, официальную границу между ними следует проводить таким образом, чтобы отделить те услуги, которые действительно заслуживают поддержку. Подавляющее большинство европейских стран имеет такую границу, определенную законодательно. Например, в Польше это 5 комнат, в Швеции - 10 кроватей, и т.п. [10] Таким образом, поддержка предоставляется наиболее мелким поставщикам услуг, создавая благоприятные условия для привлечения к этой деятельности новых участников [11].

Ресурсные стратегии. Рекреационный потенциал сельского зеленого туризма - это совокупность природных, этнокультурных, селитебных и общественно-демографических ресурсов, а также имеющейся хозяйственной и коммуникационной инфраструктуры территории, которые служат или могут служить предпосылками развития сельского зеленого туризма. Рекреационный потенциал территории - это многоаспектное понятие, охватывающее весь комплекс жизнедеятельности общества. При его определении необходимо учитывать экономический, экологический и социальный аспекты. Часть из этих аспектов относится к туристическим ресурсам территории, другая - к факторам, влияющим на развитие сельского зеленого туризма в регионе. Рекреационный потенциал территории состоит из ряда составляющих:

Экологический пропускной потенциал - это предельный уровень посещаемости объекта или местности, превышение которого приводит к неприемлемым невозвратным экологическим последствиям в результате действий (или естественных процессов жизнедеятельности) самых туристов, или вследствие функционирования обслуживающей сельский туризм инфраструктуры. Туристический социальный пропускной потенциал - это уровень посещаемости (одновременного количества туристов) села или экоагрорекреационной местности, превышение которого психологически оказывает ухудшение впечатления от поездки [2].

Агрорекреационные ресурсы (ресурсы сельского зеленого туризма) - это объекты и явления естественного и антропогенного происхождения, которые можно использовать с целью отдыха, оздоровление и туризма в сельской местности количественно ограниченного контингента людей в фиксированное время с помощью имеющихся материальных возможностей. Рекреационные ресурсы оказывают непосредственное влияние на территориальную организацию рекреационной деятельности, формирование рекреационных районных центров, их специализацию и экономическую эффективность [11].

Природные агрорекреационные ресурсы - это окружающая среда с сетью сельских поселений, имеющимися природными объектами, обладающими рекреационными свойствами, и ареалами малоизмененных человеком природных экосистем [6].

Маркетинговые стратегии туризма. В сельском туризме главным производителем товара, который предлагается на рынок, как правило, является владелец личного крестьянского хозяйства - хозяин, а точнее - его семья, таким образом, сельская семья выступает в качестве фирмы-производителя. И хотя, согласно законодательству Украины, такая семья не обязана быть субъектом предпринимательской деятельности, но, с выходом на рынок, она подпадает под действие всех объективных рыночных законов [6].

Анализируя свои возможности, целесообразно применить метод сравнительного анализа сильных и слабых сторон, который имеет название SWOT-Анализ (таблица 1).

Таблица 1. SWOT-Анализ организационно-экономических стратегий для немассовых видов туризма [9]. Возможности Угрозы Сильные стороны Слабые стороны Рост спроса на услуги сельского туризма;
Содействие росту объемов производства и прибыльности;
Возможный приток иностранных инвестиций;
Взаимодействие с Союзом развития сельского зеленого туризма в Украине;
Сотрудничество с туроператорами. Высокие комиссионные фирм–посредников при реализации туров через агентства;
Значительная роль в колебании спроса играет сезонная составляющая;
Усиление конкурентной борьбы;
Высокие процентные ставки на кредитные ресурсы;
Низкий уровень протекционистской политики, значительная внешняя конкуренция, трудности с выходом на иностранные рынки. Постоянное обновление ма­териальной базы, проведение ремонтов, улучшение усло­вий размещения;
Жилая площадь позволяет увеличить количество человеко-мест;
Возможность повышения влияния рекламы;
Высокая степень мотивированности работы хозяев усадьбы;
Активная экологическая дея­тельность;
Наличие возможностей раз­вития нетрадиционных видов услуг;
Уникальность природных условий Причерноморья. Отсутствие известной "торговой марки";
Отсутствие опыта;
Низкий уровень интенсивности производства;
Рост себестоимости за счет роста стоимости ресурсов;
Отсутствие круга постоян­ных клиентов;
Отсутствие комплексного подхода к формированию услуг;
Отсутствие доступа к сети Интернет.

Деловое партнерство. В украинском сельском туризме традиционно сложилась такая практика, когда владельцы усадеб сами ищут клиентов и непосредственно с ними договариваются об обслуживании. Бесспорными положительными чертами такой схемы является то, что начальная цена (установленная производителем услуг) остается одновременно и конечной, а также то, что условия предоставления услуг обсуждаются клиентом непосредственно с их производителем, значительно снижая риск недостоверной информации [11].

В развитых странах, где распространен профессиональный подход и для решения проблемы принято приглашать профессионалов, функцию обеспечения связи между производителями услуг сельского туризма и их потребителями осуществляют туристические агентства или подобные им структуры. Такой опыт существует уже и в Украине. Как правило, туристическое агентство берет на себя разработку рекламного продукта и его размещение, создание "бренда" и его продвижение на рынке, контакты с клиентами и обеспечение гарантий качества. При этом оплачивают эту работу не хозяева усадьбы, а туристы. Туристическое агентство непосредственно заинтересовано в увеличении числа туристов, которое объединяет ее интересы с интересами хозяев усадьбы, создавая условия для взаимовыгодного партнерства.

Кластерный подход. Кластеры - это сеть сотрудничества коммерсантов образовательных, исследовательских и других связанных институций которые:

- работают в определенном регионе отросли народного хозяйства или связанных между собой отраслях;
- используют родственные технологии и рабочие ресурсы похожего профиля;
- состоят из юридически независимых предприятий, которые между собой конкурируют и одновременно реализуют совместное сотрудничество.

Комплексность и разноплановость услуг сельского туризма является одной из его определяющих характеристик и залогом рыночного успеха. Для более полного удовлетворения нужд туристов, хозяева агротуристических усадеб вынуждены в своей деятельности кооперироваться с целым рядом партнеров и смежников, образовывая сеть производителей услуг и товаров, которые обслуживают желающих отдохнуть в селе. Таким образом, создается немалая прослойка местного населения, втянутого в обслуживание туристов. В таких случаях говорят, что туристов принимает не хозяин усадьбы, а община, а атмосфера гостеприимности и доброжелательности из усадьбы распространяется на все село, оказывая на гостей чрезвычайно приятное впечатление. Такие общины, объединенные общей идеей, называют кластерами [9].

Социальное партнерство. Сельский туризм - это общественно полезный вид деятельности, и это его качество можно использоваться для поисков социальных, т.е. не коммерчески ориентированных партнеров. В первую очередь такими партнерами могут стать общественные организации, которые ориентированы на разные стороны развития общества. Благодаря специфическим особенностям сельского туризма, он находится в сфере интересов целого ряда разнонаправленных общественных организаций. Все они в своей деятельности преследуют задачи, которые на определенном этапе совпадают со направлениями развития сельского туризма, что создает благоприятные условия для успешного сотрудничества. Такое сотрудничество общественных организаций возможно как с юридическими, так и с физическими лицами. Нужно заметить, что в Украине подавляющее большинство объединений и ассоциаций производителей услуг сельского туризма также являются общественными организациями [11].

Выводы. Обеспечение организационно-экономических стратегий развития немассовых видов туризма в Украинском Причерноморье связывается нами с:

1. Необходимостью наличия четкой системы оценки туристического ресурса соответствующего типа: экологического пропускного потенциала, агрорекреационных ресурсов (ресурсов сельского зеленого туризма); природных агрорекреационных ресурсов; историко-этнокультурных агрорекреационных ресурсов; социально-экономических агрорекреационных ресурсов; информационных агрорекреационных ресурсов.
2. Следует разработать соответствующие маркетинговые стратегии с учетом факторов роста спроса на услуги сельского туризма; содействие росту объемов производства и прибыльности; сотрудничества с туроператорами.
3. Среди базовых стратегий развития немассовых видов туризма в Украинском Причерноморье следует отвести достаточное место внедрению механизмов социального партнерства, включая деловое партнерство и перспективы создания бизнес- туристических кластеров. Информационная поддержка также является мощным инструментом развития стратегий немассового туризма.

Источники и литература

1. Аграрний екологічний туризм в країнах Центральної та Східної Європи: Матеріали міжнародного науково-практичного семінару. - Стрий, 2004. - 132 с.
2. Горішевський П.А., Васильєв В.П., Зінько Ю.В. Сільський зелений туризм: організація надання послуг гостинності. Навчальний посібник. - Івано-Франківськ: Місто НВ, 2003. - 144 с.
3. Коберніченко Т., Васильєв В., Зінько Ю., Горішевський П. Методичний посібник з сільського туризму. - К., 2005. -84 с.
4. Липчук В.В, Липчук Н.В. Агротуризм: організаційно-економічні засади розвитку. - Львів: СПО-ЛОМ, 2008. - 160 с.
5. Маркетинг у сільському туризмі: методичний посібник Випуск 4, «Центр розвитку та правової підтримки села».- Одеса, 2009. - 56 с.
6. Менеджмент сільського туризму: методичний посібник Випуск 5, «Центр розвитку та правової підтримки села».- Одеса, 2009. - 56 с.
7. Розвиток сталого сільського туризму: Тематичний довідник. - Ужгород, 2007. - 146 с.
8. Рутинський М.Й., Зінько. Ю.В. Сільський туризм. Навч. посібник - К.: Знання, 2006. - 271 с.
9. Создание кластеров - почва для формирования малого и среднего бизнеса // http://www.mbm.ru/
10. Туризм сільський зелений. - Ж. - №4 (жовтень-грудень) 2005 р. - 30 с.
11. Чеботар С.І., Ларіна Я.С, Шевчик М.Г. Основи маркетингу. - К.: Наш час, 2006. - 240с.

Понравилось? Тогда подписывайтесь на новости сайта в соцсетях ВКонтакте

Категория: Туризм | Просмотров: 314 | Добавил: vertuhay | Рейтинг: 0.0/0
Меню сайта
    Категории раздела
    Туризм [245]
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0


    Форма входа
    Поиск
    Календарь
    «  Январь 2014  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
      12345
    6789101112
    13141516171819
    20212223242526
    2728293031
    Архив записей
    Copyright MyCorp © 2024