Суббота, 18.05.2024, 17:56 gg33.top https://hd1080.nophfilm.top/ https://venofilm.top
Главная » 2014 » Январь » 15 » Фототур – современный туристический продукт или сочетание полезного с приятным

01:57
Фототур – современный туристический продукт или сочетание полезного с приятным

1. Фототур: что это такое

Начинать нужно, прежде всего, с терминологии. Что такое фототур? За редким исключением, фототур предполагается и позиционируется как тур для фотографов. Туристические компании и некоторые предприимчивые фотографы довольно быстро поняли, что этот рынок имеет огромные перспективы. Еще 5 лет назад найти такой продукт, как фототур, было практически невозможно. Никому не хотелось возиться с армией довольно привередливых и «странноватых» людей, когда страна рвалась на экзотические курорты и спешила открывать новые страны. Тогда фотографы не были нужны никому, кроме самих себя. Все фотографическое общение ограничивалось рамками фотосайтов или фотоклубов.

Конечно, все ездили снимать, периодически сбиваясь в стаи таких же чокнутых и упертых «увлеченцев». Да простят нас читатели за некоторую иронию, но мы сами из той же песочницы и знаем, о чем пишем, потому как больше десятилетия варимся в этом соку. Вполне логично, что фотограф не может без съемки. Потребность поехать куда-либо в красивое и интересное место, чтобы там снять не менее красивые фотографии, была всегда.

Но одно дело самим все организовывать, от набора группы до транспорта и проводников, и другое – переложить это на чьи-то плечи. По сути, фототур в его современном виде не что иное, как фотографическое путешествие, которое организовали за тебя другие люди. Во время фототура предполагается не только созерцание и фотосъемка, но также обучение и консультации авторитетного фотографа, ведущего группу. Этим фототур принципиально отличается от обычного тура «для всех». Непосредственно фотографическая составляющая может проходить в разных вариантах, от интенсивного курса обучения в строгом академическом стиле, до повседневного общения с фотографом.

Эти путешествия стали еще более популярны с развитием цифровой фотографии. Был момент, дай бог не соврать, в 2007-2008 годах, когда цифра резко прибавила в качестве и как раз перед кризисом стала наконец-то по карману обычному офисному служащему. С этого момента рынок фототуров начал активно развиваться с небольшим перерывом на финансово неспокойный 2009 год.

2. Фототур: кому оно надо

Цифра сделала подлинную революцию, в том числе и на рынке туризма. Пока была жива и популярна пленка, фотография хоть и не была элитарным занятием, но все же позволить себе зеркальную камеру могли не все. Дело даже не в финансах, ведь цифровая техника всегда стоила дороже пленочной. С появлением цифры фотография стала подлинно массовым занятием. Рынок резко развернулся от компактных цифровых камер к зеркалкам. Людям стало интересно фотографировать и учиться фотографии, так как сам процесс фотографирования и обработки фотографий неожиданно стал доступен каждому.

Вспомните, у кого всегда появлялась самая современная цифровая фототехника, и кто покупает ее до сих пор? Профессиональные фотографы, которые зарабатывают этим на жизнь, но они вряд ли поедут в готовый фототур. Это не совсем тот продукт, который им нужен. Как правило, таким людям уже нечему учиться у тех, кто ведет фототуры: они и сами знают столько же. Они с удовольствием поедут вместе с фотографом уровня Стива МакКарри, Майкла Николса или Джеймса Нахтвея, но в обычный фототур их не заманишь даже калачом. Ничего удивительного, профессионалам не нужен массовый продукт. Таким людям проще разработать маршрут специально для себя. Так они получат эксклюзивную съемку и такую же эксклюзивную поездку. Профи не любят конкурентов под боком!

Так кто же те люди, кому действительно интересен фототур как тип путешествия? Как правило, в фототур ездят две категории фотографов: начинающие фотолюбители и увлеченные фотографы, которым хочется расширить географию съемки. Многие начинающие, даже успешно окончив курсы, чувствуют себя неуверенно по самым разным причинам. Знания есть, но мало практики. Как правило, не с кем посоветоваться, рядом нет человека, который смог бы объективно оценить степень твоего мастерства и направить в нужную сторону.

Качественно организованный фототур позволяет справиться с неуверенностью в себе, свойственной начинающему фотографу. Он видит, что и как снимают другие участники, может сравнить себя с другими фотографами, находясь в изначально одинаковых условиях. Это важный аспект фототура. Порой принципиальное значение имеют не те формальные или не очень знания, которые дает руководитель группы, а сама атмосфера совместного творчества. Фототур тем и ценен, что все варятся в одном бульоне, видят одно и то же, у всех примерно одни и те же объективы (если не по качеству, так по фокусному расстоянию). В конечном счете, сам итог ежедневной съемки тоже виден. Все смотрят отснятый материал и сразу же замечают (сами или при помощи руководителя группы), в чем они сильны, а в чем нет.

Возникает резонный вопрос: зачем платить деньги за то, что можно сделать самому? Никто же не мешает поехать куда угодно и снять там все, что хочется душе! Справедливо, но не всем подходит и не всегда оправдано. Можно и учиться на своих ошибках, и тратить приличные деньги (сопоставимые со стоимостью фототура, но зачастую бОльшие) на самостоятельные поездки, но вы все равно не сможете понять, как снимаете именно вы на уровне других людей в одинаковой ситуации.

Не спасает и выставление отснятого на фотосайты. Там живет не так много фотографов, обладающих вкусом, тактом и умением (а главное, желанием) терпеливо объяснять другому фотографу его недочеты (не размазывая при этом по полу) и показывать несомненные успехи (избегая не нужного возвеличивания). Чему конкретно научит вас куча комментариев к удачной фотографии, вроде «Супер!», «Шедевр», «+5555555» или «!!!!!!!»? Или как изменит ваш стиль съемки противоположная оценка снимка? Это может сделать только такой же фотограф в личной беседе, глядя глаза в глаза. Традицию передачи знаний от мастера к ученику никто не отменял даже в век нанотехнологий.

Выражаясь пафосно, на определенном этапе творческого развития любой фотограф приходит к тому, что все доступное он уже отснял, а замахнуться на недоступное не получается. Причины могут быть самые разные: лень возиться c организацией поездки, нет лишних денег, нет подходящей кампании и т.п. Вот где на помощь приходит спасительный фототур. Ирония иронией, но фототур в данном случае действительно является спасением и от творческого кризиса, и от замыливания глаза, и от банального отсутствия единомышленников.

Еще одна, правда, немногочисленная, категория людей, решивших отправиться в фототур, – это «топы». Название не совсем верно характеризует данную группу, но с некоторой натяжкой его можно использовать. Это состоявшиеся владельцы собственного бизнеса и руководители среднего и высшего звена в крупных компаниях. Ну конечно, вспыхнет читатель, чего бы ни ездить с их-то деньгами. У нас иной взгляд на вопрос. Этих людей объединяют несколько важных качеств. Они любят и умеют фотографировать, фотография является одной из их страстей и любимых увлечений. Это не только обеспеченные люди, но прежде всего люди активные, умные, общительные, с широким кругозором и интересами. Именно эти качества сделали их обеспеченными и позволили тратить заработанное на собственные увлечения.

«Топы» могут позволить себе купить объектив за $7000 или камеру наподобие Leica 1000 Stück, но при всем этом они готовы мокнуть под дождем, часами сидеть в комарином болоте, дожидаясь света, и бегать 20 раз к одному и тому же месту в разное время дня, чтобы в итоге снять единственный кадр. Несмотря на распространенное предубеждение о силе денег и его пагубном влиянии на характер, по собственному опыту можем честно сказать, что с этими людьми очень приятно работать. В подавляющем большинстве они умеют быть частью команды.

3. Фототур: зачем и с чем это едят

Важный момент: зачем люди едут в фототур? Рассказывая о том, что же это за зверь такой, фототур, мы упомянули о собственно фотографической составляющей мероприятия – обучении. Оно проходит в нескольких вариантах, но чаще всего встречаются либо фототуры с академическим уклоном (теоретические занятия лекционного типа и практические выходы на съемку), либо фототуры, в которых образовательная нагрузка ложится на непосредственное общение с фотографом. По здравому размышлению очевидно, что первый вариант – единственно верный, а второй – всего лишь бессовестный обман доверчивого клиента и впаривание сомнительной болтовни как чего-то сверхъестественного. Как бы ни так! Ничего подобного!!! У всех форматов фототура есть своя четко очерченная ниша потребителей, которым действительно нужен именно такой тип фототура.

На самом деле, неизвестно, что дает больше – вдалбливание основ и правил или живое общение с фотографом и приобщение к его мировоззрению. Здесь все не так прямолинейно, как может показаться. Мы не будем пытаться вывести типологию фотографов и уж тем более пробовать составить типологию развития фотографа как творческого человека. Скажем проще – коли человек заинтересовался фотографией, ему никак не обойтись без знания азов фотосъемки. Без них в принципе невозможно куда-либо развиваться, поэтому таким начинающим фотографам необходимо сперва идти учиться. Тут все аналогично школе или институту: начинать нужно с азов. Здесь больше помогут курсы фотографии. И только потом уже можно попробовать съездить в фототур с академическим типом обучения, где теория сочетается с практикой.

С первым шагом все просто. А теперь представим себе следующий шаг. Азы выучены и появилась кое-какая практика съемки. Фотограф входит во вкус. На наш взгляд это как раз тот этап, когда имеет смысл сосредоточиться на самостоятельных съемках, время от времени предпочитая фототур в те места, куда вы сами попросту не доберетесь. Нужно понимать, что добросовестно сделанный фототур – это не выкачивание из фотографа лишних денег, а интересный способ научиться чему-то новому.

Наконец, третий шаг. Его нужно делать тогда, когда после успешного освоения фотографии и длительного и приятного развития наступает момент, когда фотографу нечего сказать. Он выработал свой ресурс и для продолжения творческого пути нуждается в допинге. Таким допингом может стать общение с более опытным коллегой, у которого есть, чему поучиться. Да-да, такие люди тоже делают фототуры. Сейчас мы как раз говорим о той самой «сомнительной болтовне», которая порой нужна фотографу для того, чтобы перейти на ступень выше. Чтобы наконец-то перескочить от съемки красивых открыток к более глубокому осмыслению фотографии.

Поверьте, это не скучные заумные размышления, а реальность, через которую проходят все на разных этапах творческого пути и не по одному разу. Покойный Сан Саныч Слюсарев не делал фототуров, однако к нему на чай ходили ведущие отечественные фотографы, чтобы научиться видеть и чувствовать по-другому. Дело даже не в звездности или известности того или иного фотографа, не в присвоенном статусе гуру, а в силе его личности. Учиться имеет смысл только у сильных людей хотя бы потому, что им есть, чем подкрепить свои слова.

Такова, на наш взгляд, мотивация людей, желающих отправиться в фототур. Никто не спорит, что людьми перед тем, как выбрать тур, могут двигать иные причины, однако большинство тех, кто когда-либо ездил с нами в фототуры, руководствовались вышеперечисленными мотивами.

Настало время понять, что может ожидать фотографов, рискнувших отправиться в фототур. При всем обилии предложений, фототуры можно смело разделить на фототуры-походы и фототуры повышенной комфортности. Деление, мягко говоря, спорное, но мы будем придерживаться его, чтобы не утонуть в мелочах.

Какие ассоциации лезут в голову, когда мы говорим о походе? Палатка, рюкзак, костер, котелок и в нем горячая гречка с тушенкой или макароны с тушняком, кому что нравится. Иными словами, довольно суровые условия и явно подразумеваемая автономия от цивилизации. При всем этом, поход может быть очень ярким, содержательным, полезным, и не изматывающим. То же самое применимо к фототуру-походу. На самом деле, в понятие фототура-похода мы включаем и фототур-сплав, и джип-тур для фотографов, и фотосафари. Суть остается неизменной: значительная автономия от цивилизации, равное участие всех в хозяйственных работах и проживание в палатках. Все вышеперечисленное не означает, что это низкосортный дешевый фототур «для бедных». На Земле полным-полно мест, где нет никакого жилья, горячей воды и куда надо добираться через тридевять ухабов. При всем этом там неимоверно красиво, туда нужно ехать; фототуры по России едва ли не на половину представлены именно в формате фототура-похода. Что поделаешь, страна у нас необъятная и непроходимая!

Участник такого фототура должен быть готов (в первую очередь морально) быть частью команды. Все едут примерно за одним и тем же, поэтому в фототуре-походе большую роль играет сплоченность участников. Недопустимо перетягивание на себя одеяла и отлынивание от необходимых забот, таких как разбивка лагеря, заготовка дров (если пища готовится не на газу) и приготовление пищи. Как говорили нам сами участники, такой фототур невероятно полезен для личностного роста. Приключения с умеренной долей риска учат смелости, находчивости и чувству локтя. При всем этом фототур-поход ни в коем случае не должен быть борьбой за выживание. Нам достаточно жить в России, чтобы едва ли не с рождения иметь навыки борьбы за жизнь на всех уровнях. Это всего лишь автономное от цивилизации мероприятие со всеми вытекающими отсюда неудобствами. Зачастую, благодаря труднодоступности района проведения, такое путешествие стоит не меньше, чем фототур повышенной комфортности.

Что же касается фототура повышенной комфортности, то с ним все предельно просто: маршрут и остальные пункты поездки выбираются таким образом, чтобы держаться как можно ближе к постоянному жилью, кухне и теплу. Согласитесь, что далеко не все готовы пережидать грозу в горах, сидя в палатке и попивая чай из кружки в окружении плотных кордонов фототехники, спальных мешков и личных вещей. В комфортных фототурах почти нет физической нагрузки, рюкзаков и длительных пеших вылазок. Такие поездки предполагают работу постоянного водителя, проводников, повара и даже официантов. Понятно, что такие условия имеют вполне ощутимое ценовое выражение.

4. Фототур: сухой остаток

Итак, ура! Мы подробно разобрали природу, целевую аудиторию, мотивацию и содержание фототура. И наконец-то добрались до выводов. Что же выпадет в сухой остаток статьи и станет ее моралью?

Фототур – это полезное для личностного и профессионального роста путешествие, организованное фотографами для фотографов. Помимо отъема денег у своих же собратьев, организаторы преследуют цель передать им собственный опыт. Если жадность организаторов не затмевает совесть, то передача опыта проходит успешно, и все остаются довольны. Совестливые организаторы стараются с самого начала понять, зачем человек хочет отправиться в фототур, и во время самого мероприятия делают все, чтобы участник получил желаемое: знания, советы и направление для дальнейшего развития.

Не имеет значения, с кем имеет дело фотограф, ведущий группу. Будь то начинающий любитель или матерый коллега, руководитель должен найти с каждым из них общий язык и поделиться своим опытом. Не важно, в каких условиях путешествуют фотографы, пешком с рюкзаком на плечах, на комфортабельном микроавтобусе или же на вертолете. Главное, чтобы они знали, куда и зачем они едут и понимали, что их ждет в этой поездке.

Вместо призыва всем ехать в фототуры, заметим, что любое путешествие предполагает не только впечатления, но и общение. Фототур – это не что иное, как впечатляющее общение для фотографов. Вот такая мораль.

Совет Туристической библиотеки: Кстати, если Вам требуется фотограф, чтобы сделать высококачественные фотографии - смотрите информацию на сайте fotoduma.ru.

Источник: www.endlessplanet.org
Фото: tourlib.net

Понравилось? Тогда подписывайтесь на новости сайта в соцсетях ВКонтакте

Категория: Туризм | Просмотров: 357 | Добавил: vertuhay | Рейтинг: 0.0/0
Меню сайта
    Категории раздела
    Туризм [245]
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0


    Форма входа
    Поиск
    Календарь
    «  Январь 2014  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
      12345
    6789101112
    13141516171819
    20212223242526
    2728293031
    Архив записей
    Copyright MyCorp © 2024