Суббота, 18.05.2024, 20:22 gg33.top https://hd1080.nophfilm.top/ https://venofilm.top
Главная » 2014 » Январь » 15 » Туризм и глобальный экономический кризис в зеркале сми

01:58
Туризм и глобальный экономический кризис в зеркале сми

Экономический кризис, начавшийся в середине 2008 года, и получивший статус мирового, а если судить по заголовкам статей и заметок в различных средствах массовой информации, то глобального (чувствуете увеличение масштабности?), охватил практически все сферы деятельности. Это факт.

Однако интерес вызвал ни сколько сам кризис, ни сколько его причины, или же его влияние на мировое сообщество и деловой мир, сколько его освещение в СМИ, и способы его преподношения общественности теми же самыми СМИ. И как следствие из этого возник другой вопрос: каким образом это отразилось на сфере туризма? И что пишут об этом в СМИ?

Данный вопрос возник не случайно, поскольку начало кризиса пришлось на самый пик туристского сезона, на середину лета. Итак, что же можно сказать по этому поводу?

В первую очередь необходимо рассмотреть вопрос, связанный с реакцией поставщиков туристских услуг на сложившуюся ситуацию и, как следствие, её отражение в средствах массовой информации.

Первые публикации относительно финансового глобального кризиса, появившиеся в конце лета – начала осени 2008 года в СМИ России и других государств мира, касались лишь падения котировок ценных бумаг, валют, спада объёмов производства, сокращения рабочих мест и снижения покупательской способности. Про туристскую сферу пока молчали1. Не удивительно, ведь люди отправляются в путешествие по большей части лишь в сезон отпусков и в период длительных выходных. Хотя не следует сбрасывать со счетов и деловые поездки. Как отмечалось на ряде Интернет-порталов, в связи со сложившейся ситуацией их доля в общих показателях мировой туристской активности несколько снизилась2.

Но речь сейчас не об этом сегменте рынка. А о туризме в целом.

Конец 2008 - начало 2009 года. В мировых СМИ центральной темой остается кризис, но при этом новостные медиа стараются сообщать только факты, чаще всего удерживаясь от их трактовок или прогнозов. Если и есть какие-либо комментарии, то они, как правило, делаются со слов первых лиц государства, или же каких-либо известных людей и специалистов. Большая часть материалов носит скорее повествовательный характер, который предоставляет возможность их читателю самостоятельно анализировать ситуацию. Начиная с февраля 2009 года, характер публикаций на Интернет-порталах начинает несколько меняться. Внимание репортеров переключается с крахов и разорений компаний различного уровня на действия правительств, направленных на стабилизацию ситуации и удержание контроля. Начинается массированная информационная атака на сознание читателя с целью обуздания паники, которая начала зарождаться в конце 2008 года. Отчасти это правильный ход действий совместных усилий СМИ и государственного аппарата, с другой стороны в сложившейся ситуации правительствам стран не остается ничего, кроме как начать запуск ряда программ, направленных на стабилизацию. А их внедрение и успешное функционирование не возможны без грамотного и правильного освещения в СМИ, в задачу которых входит в первую очередь разъяснение совершаемых правительством действий. Но это все касается по большей части международных отношений, политики, сферы большого бизнеса.

Что же происходит в этот момент в сфере туризма?

Если обратиться для изучения данного вопроса к СМИ, как к источнику, то выявится довольно интересная ситуация. Если проанализировать материалы, которые публиковались на ряде основных Интернет-рессурсах, а именно: РИА Новости, раздел «Все о туризме»3, Деловая сеть RB.ru4, Путешествия Mail.ru5, и портал Туризм.ру6, то можно сделать вывод о том, что мировой финансовый кризис довольно плодотворно повлиял на туристскую сферу деятельности большинства государств мира. Более того, в некоторых государствах, в том числе и в России, правительства стали больше чем прежде уделять внимания данному сегменту рынка, как одному из немногих, способных в кратчайшие сроки восстановить свое пошатнувшееся в результате кризиса положение и, как следствие, способных приносить доход. А это согласитесь в сложившейся мировой ситуации аргумент весьма значительный.

Но это общая тенденция. Если посмотреть более пристально, то здесь весьма показательным станет подборка материалов от 20 марта 2009 года, размещенный на РИА Новости под общим названием «Туризм-2009: рост на фоне кризиса?»7. По своей сути он представляет собой анализ итогов 2008 года и высказывание прогнозов на 2009 год, сделанные в рамках Московской международной выставки «Путешествия и туризм» (MITT-2009). Итак, о чем же это?

Нет смысла пересказывать все подробно. Приведем лишь несколько фактов.

Первое, «…несмотря на серьезные проблемы мировой индустрии путешествий вследствие глобального финансово-экономического кризиса, в этом море спада заметны не столь уж редкие островки продолжающегося роста, показали встречи на главном туристическом событии России-четырехдневной Московской международной выставке «Путешествия и туризм» (MITT-2009)…» – звучит уже обнадеживающе.

Второе, по словам главы Федерального агентства по туризму РФ (Ростуризма) Анатолия Ярочкина, число выездов туристов из России в 2009 году может сократиться на 20-25% по сравнению с 2008 годом, однако по итогам 2008 года за рубеж съездило с туристическими целями более 11,3 миллиона россиян (на 21% больше, чем годом ранее). Следовательно показатели 2009 года должны быть лишь на 4% меньше показателей года 2007, значит не все так и плохо.

Третье, по его же словам, наибольший рост по итогам прошлого года показало китайское направление - количество россиян, совершивших поездку в Китай, увеличилось на четверть и превысило 2 миллиона человек. Рост турпотока в Турцию увеличился на 15% (в 2008 году эту страну посетили 2,2 миллиона россиян). Третье место по количеству выездов (1,4 миллиона) российских туристов в прошлом году занял Египет, рост составил 14 %. Хорошие результаты показал и Израиль: после отмены визового режима турпоток в эту страну увеличился более чем в два раза – до 98 тысяч поездок. То есть все больше и больше россиян начинают выезжать за границу на отдых, пусть даже с учетом кризисной ситуации эти данные снизятся опять же до уровня 2007 года. Опять же неплохо.

Четвертое, Австрия (самое популярное горнолыжное направление), в декабре продемонстрировала рост как по числу прибывших россиян (на 13% – до 22 тысяч человек), так и по количеству проведенных ими в стране ночей (на 23 %). Экскурсионные Чехия и Финляндия в том же месяце показали небольшой прирост российских туристов на фоне уже начавшегося спада потока в эти страны из Западной Европы. Кризис?

Пятое, Общий мировой спад в области перевозок стал заметен уже полгода назад, и неблагоприятные вести от авиалиний поступают. «Однако это никоим образом не касается наших рейсов в Москву и из Москвы», – заявила РИА Новости директор по продажам и маркетингу российского представительства Singapore Airlines Любовь Трофимова. То есть туристские потоки есть, да отмечается некое снижение, но они есть.

Шестое, в декабре прошлого года – уже через несколько месяцев после начала кризиса – в Москву стала совершать рейсы и Etihad Airways, имеющая разветвленную сеть по всему миру, сказала РИА Новости генеральный менеджер Etihad Россия Наталья Горюнова. При этом уже в апреле авиакомпания намерена перейти с пяти рейсов в Москву из Абу-Даби в неделю на ежедневные и также делает ставку на перевозку туристов в Юго-Восточную Азию, показавшую в прошлом году неплохие результаты в области туризма. Это означает, что Россия становится одним из значительных партнеров в сфере туризма. Кроме того, на смену известным, и, как правило, более дорогим с точки зрения перевозок, авиакомпаниям приходят новые, более дешевые, но в тоже время стремящиеся к своему совершенствованию авиаперевозчики.

И последнее, 2009 год по всеобщему согласию, достигнутому на MIIT 2009, принято считать годом «умного туриста». Это означает то, что в этом году, в связи с кризисной ситуацией для туриста наступает особо благоприятное время по целому ряду причин: снижение цен на авиаперелеты, отели стали стоить намного меньше, падают цены на экскурсии, питание, всевозможные услуги. Такую возможность нельзя упускать.

И словно бы в продолжение этой темы, однако, несколько ранее по времени, а именно 3 февраля 2009 года на портале «Путешествия Mail.ru» был размещен любопытный материал под названием «10 причин для туристов полюбить кризис»8. Основной мыслью данного материала можно по праву считать ту, что предваряет данные 10 причин: «За последние полгода отовсюду доносятся голоса, утверждающие, что мировой финансовый кризис убьет туризм. Действительно, отсутствие денег заставит многих вместо далеких островов отправиться с семейством на дачу. Однако помимо снижения прибыли, кризис может принести пользу».

Каждая из указанных в данном материале десяти причин любви к кризису со стороны туриста весьма оригинальна, но в каждой из них есть доля истины. Так, к примеру, предполагается, что руководство турфирм, боясь полного разорения, решит, наконец, избавиться от неграмотных и нерадивых сотрудников и повысить уровень квалификации всех прочих: ознакомит их с новыми законами, проведет с ними занятия по географии, научит вежливо и грамотно общаться с клиентами и ценить каждого, обратившегося за путевкой. То есть будет сделано все для того, чтобы путешественник не только стал постоянным клиентом, но и привел в эту фирму несколько друзей. Ведь, сократив расходы на рекламу, туркомпании будут зависимы именно от общественного мнения. Далее, следующая причина, не останутся в стороне от борьбы за клиента и служащие гостиниц. Туристы будут еще тщательнее подходить к выбору гостиницы, прислушиваясь к отзывам коллег. Еще одна причина, которая может исчезнуть, или свестись к минимуму – это овербукинг, так как в кризис спрос упадет, и таких случаев станет гораздо меньше. Да и выбор увеличится – гораздо легче будет попасть в желанный отель и не надо будет за год выкупать номер в домике на горнолыжном курорте.

А вот ещё несколько причин, указывающих не только на положительные тенденции развития в туристской сфере, но и в сфере развития интеллектуального уровня самого туриста.

Туристы, желающие сэкономить, станут более самостоятельными и научатся сами организовывать себе отдых. Они узнают, наконец, что существует интернет, благодаря которому, легко и просто можно забронировать отель, предварительно прочитав отзывы других коллег-пилигримов и найдя его на карте, купить авиабилеты, да еще и узнать много интересного о стране, в которую направляешься.

Объехавшие весь мир, побывавшие на Галапагосах, в Австралии, на Огненной земле и на обоих полюсах планеты россияне не захотят тратить деньги на долгий и утомительный перелет и решат посмотреть окрестности родного города, отправившись туда на собственном автомобиле или даже пешком, прихватив палатку и спальник. К своему удивлению, они обнаружат, что родная страна ничуть не менее интересна, чем далекая Латинская Америка, а порой и более экзотична для обывателей, привыкших к старушке-Европе и банальным Мальдивам.

И, наконец, повысится ценность самого отдыха, отпуска, проведенного вне дома. Ценность нематериальная, не выраженная в разноцветных купюрах иностранных валют. Теперь, когда туристы смогут отдыхать не четыре раза в год, а, в лучшем случае, один, они будут бережно относиться к каждому мгновению, проведенному в путешествии, вдали от забот и тягот финансового кризиса.

Итак, подводя итог, следует отметить, что глобальный экономический кризис снизил общие показатели динамики развития туристской сферы деятельности до уровня 2007 года. Также это позволило молодым компаниям, работающим в различных секторах туристского рынка, вступить в конкурентную борьбу практически на равных с лидерами, которые в результате разрастания глобального финансового кризиса и, как следствие, увеличения цен на услуги, стали терять своих клиентов. Со стороны государства в большинстве стран мира, где туристская деятельность приносит ощутимую часть дохода в бюджет и представляет собой один из приоритетных секторов экономики, был разработан и запущен ряд программ, позволяющих компаниям, занятым в туристской сфере, не только удержаться на плаву, но и получать помощь в виде льгот и инвестиций.

Если же говорить о СМИ и их реакции на сложившуюся ситуацию в сфере туризма, то, как это может показаться странным, здесь практически не возможно найти материалов, способных вызвать или усугубить панику в общественном сознании. Напротив, в ряде центральных российских СМИ, освещающих туристскую сферу деятельности, как у нас, так и за рубежом, стали больше уделять внимания каким-либо новым направлениям и новым местам отдыха, которые ранее выглядели неконкурентоспособными, или же не могли достичь так называемой планки минимума интереса со стороны туриста. Кроме этого, из материалов, опубликованных за квартал 2009 года, видно, что изменился и сам характер публикаций, ориентированных на среднестатистического туриста, из повествовательного в образовательный и, говоря простыми словами, заставляющий человека думать и действовать самостоятельно, а так же по новому ценить путешествие и отдых как таковые.

1 См.: http://www.rian.ru/trend/financial_crisis_world_Russian_economy_fall_16092008/ - РИА Новости; http://www.rb.ru/ - Российский бизнес. Деловая сеть.
2 http://www.rian.ru/tourism/ - РИА Новости. Все о туризме.
3 http://www.rian.ru/tourism - РИА Новости. Все о туризме.
4 http://www.rb.ru - Деловая сеть
5 http://travel.mail.ru – Путешествия Mail.ru
6 http://turizm.ru – портал Туризм.ру
7 См.: http://www.rian.ru/tourism/20090320/165480037.html
8 http://travel.mail.ru/news/51104/

Понравилось? Тогда подписывайтесь на новости сайта в соцсетях ВКонтакте

Категория: Туризм | Просмотров: 276 | Добавил: vertuhay | Рейтинг: 0.0/0
Меню сайта
    Категории раздела
    Туризм [245]
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0


    Форма входа
    Поиск
    Календарь
    «  Январь 2014  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
      12345
    6789101112
    13141516171819
    20212223242526
    2728293031
    Архив записей
    Copyright MyCorp © 2024